Последнее время не принято хвалить инфраструктуру с коммунальными службами, отвечающую за чистоту дорожного покрытия. Однако зря, поскольку только коммунальщики, оснащенные парком комбинированных уборочных машин по последнему слову техники, обеспечивают непрерывный транспортный поток, движущийся по дорогам необъятной Родины. Другими словами, предотвращает коллапс транспортных артерий целый арсенал снегоуборочных, поливомоечных, разбрасывающих песок, щеточных машин, оборудованных на рамах грузовых автомобилей. Сезонность эксплуатации предполагает специализированные виды и классы уборочной техники. Когда как шасси и база комбинированных машин, используемых круглогодично, меняют навесные приспособления в зависимости от времени года.
Содержание
Что такое комбинированные уборочные машины?
Комбинированным уборочным машинам присуще модульное оборудование. Оно меняется в зависимости от поставленных задач. Но нередко ту либо иную работу выполняет конкретная единица техники, оснащенная специальным приспособлением. База грузовика несет на себе:
- Летний вариант модульной установки.
- Зимний.
- Всесезонный.
Летом для выполнения работы требуется цистерна. Она перевозит запас воды для помывки дороги. Заполняется цистерна собственным насосом или на станции через верхний люк. Использование цистерны в качестве резервуара для помывки невозможно без мощного насоса. Выходного давления в 25 кг/см2 хватает для полноценного функционирования форсунок, чтобы водяной напор сметал мусор с дороги на своем пути. Гидропривод регулирует положение форсунок. Но, кроме них, в схему подачи воды входит запорный пистолет со шлангом. Применяется для помывки дорожных указателей. Третьим элементом летнего оснащения становятся щетки с грубым ворсом. В зависимости от положения различают:
- Передние.
- Средние.
- Задние щетки.
Они вращаются с частотой от 300 до 600 оборотов в минуту. Между силовым агрегатом и масляным насосом, приводящим гидроприводы устройств в действие, располагается коробка отбора мощности.
Зимнее оснащение, исключающее частое использование воды, дополняется модулями:
- Снежным отвалом.
- Пескоразбрасывателем.
- Специальным кузовом.
Отвал бывает обычным или скоростным. Это зависит от характеристик очищаемого участка дороги, а также поставленных задач. Снежные отвалы различаются по виду:
- С резиновым ножом. Чаще это передний отвал. Положение угла, высоты, регулируемое гидроцилиндром, необходимо при точной настройке отвала для повторения рельефа дороги.
- Боковой отвал. Его задача – обходить препятствия обочины, устранять снег на ровной поверхности.
- Средний отвал. Он оснащается длинным стальным ножом, регулируется по захватываемой ширине. Применяется для удаления сильных снежных накатов. Оборудуется в месте установки средней щетки.
Стандартный разбрасыватель песка в виде мельницы монтируется на песочный бункер прямоугольной либо трапецеидальной формы. Причем движение происходит за счет привода на цепи. Она монтируется вне бункера или устройства мельницы с целью дополнительной антикоррозийной защиты. Применение воды оправдано с использованием жидких реагентов. Но цистерна из металла меняется на полиэтиленовую емкость, не подверженную замерзанию, деформациям при минусовой температуре. Распыление смеси производится штатными форсунками. Область применения уборочной техники диктует варианты устройства, которые, в свою очередь, влияют на технические характеристики, производительность. Поэтому условия эксплуатации рассматриваются в свете назначения автомобилей:
- Посыпка солевых либо химических смесей на дорожное полотно с целью очистки последнего от ледяной и снежной корки.
- Уборка свежевыпавшего или слежавшегося снежного покрова.
- Щеточная прочистка дороги.
- Поливка придорожных участков, парков, скверов.
- Выполнение полива либо моечных задач на асфальтобетоне.
- Работы ассенизатора.
- Очищение строительной площади.
Виды и классы
Разделение на категории происходит по главным параметрам комбинированных уборочных машин, отличающихся стандартной несущей или специализированной частью:
- Модульное оборудование:
- Поливомоечные устройства.
- Снегоуборочные механизмы.
- Разбрасыватели песка.
Тип шасси:
- Колесная формула 6х4 или 6х6 относится к категории A. В этом случае расчистка снега, мойка или уборка производится на машинах типа МАЗ, КамАЗ. Среди зарубежных образцов также имеются аналоги. Главным фактором работы становится производительность в купе со скоростью в условиях города или на автомагистралях. Речь идет на проспектах с широким дорожным полотном. Маневренности значения придают меньше.
- База автомобиля 4х2 – это категория Б. Преимущественные машины – это модели марки ЗиЛ. Их стихия – городская черта с узкими проездами, пробками, ограниченными местами для маневров.
Тип монтажа-демонтажа оборудования:
- Стандартная схема. Это когда на шасси меняется отдельный тип оборудования. Песочный бункер либо цистерна. Ручной способ установки облегчается домкратами, подставками, что свойственно автомобилям категории А. Установка с помощью крана не исключает применение человеческой силы.
- Навесы крепятся на самосвальный тип кузова. В таком случае самосвал оснащается специальными скобами, на которые монтируются приспособления. Получается два в одном. Поскольку совместно с механизмом песчаной подачи машина играет роль самосвала.
- Система мультилифт. Обязательными элементами становятся трос, лебедка. С их помощью устройства затягиваются на борт, а крепятся классическим способом.
Технические характеристики
Нынешние уборочные машины превосходят советские аналоги. На это есть причины:
- Современные типы машин нередко оборудуются электронными датчиками. Которые отслеживают объем противогололедной смеси.
- Использование высокопрочной стали при изготовлении модульного оборудования.
- Применение новейших полимерных или лакокрасочных составов для покрытия металла от коррозии.
- Новинки техники комплектуются силовыми агрегатами, соответствующими стандарту евро-3, что повышает производительность на 5–7%.
Техническая часть многих грузовиков предусматривает запас по значениям:
Самосвал МК-3435 марки MAN на базе модели 6317Х9. Это скоростной грузовик с колесной базой 6х6. Предполагает всесезонную эксплуатацию в качестве снегоуборщика, поливщика, мойщика автомагистрали. Производство Ряжского авторемонтного завода. Его характеристики:
- Масса 15,9 т.
- Кузовной объем 20 м3.
- Объем цистерны 11 м3.
- Бункера 13 м3.
- Разбрасывание смеси от 2 до 12 м в ширину.
- Очистка щеткой 2,3 м в ширину.
- Рабочее давление мойки 20 кг/см2.
- Силовой агрегат 309 л. с.
- Габариты 8,71х2,5х3,65 м.
Кроме эксплуатации в качестве самосвала, машина доказала полную функциональность при снежно-ледяных заносах.
Стандартная модель КО-829Д1 на раме Автомобиля КамАЗ 53605. Производство – Арзамасский завод КОШМАШ. Колесная формула 4х2 предусматривает стандартную схему модульного оборудования. Имеет сезонное назначение – помывка улиц, очистка дорог от снежного покрова. Нередко используется для орошения зеленых городских зон.
Технические характеристики:
- Масса 20,5 т.
- Бункерный объем 7 м3.
- Объем цистерны 10 м3.
- Передний (поворотный отвал) 2,5 м в ширину.
- Передняя щетка 2,4 м в ширину.
- Средняя – 2,5 м.
- Давление для поливки от 2,5 до 20 кг/см2.
- Ширина разбрасывания от 2 до 15 м.
- Мощность силового агрегата 300 л. с.
- Габариты 10,7х2,23х3,2 м.
Особый кузов машины предотвращает налипание песчано-гравийной смеси. Шасси оснащены дополнительной защитой от песка. Встроенная сигнализация оповещает об утечке в системе гидропривода. Этому снегоуборщику свойственна патрульная очистка.
Автомобиль КО-713Н на базе ЗиЛ-433362. Производитель – Мценский завод коммунального машиностроения. Полифункциональный уборщик оборудуется ходовой частью 4х2. Хотя оснащен стандартной схемой оборудования для поливомоечных работ летом, снегоуборочных, посыпочных зимой.
Технические характеристики:
- Масса 12 т.
- Цистерна 150 м3.
- Бункер 6,1 м3.
- Передний отвал шириной 6 метров.
- Средняя щетка шириной 2,5 м.
- Водяное давление 2,5 кг/см2.
- Разброс смеси по ширине от 2 до 18 м.
- Мощность мотора до 9 л. с.
- Габариты 9,3х2,42х2,9 м.
Компактность в условиях плотной застройки, бензиновый либо газовый силовой агрегат делает популярной эту модель уборочной машины.
Комбинированная дорожная машина ТКМ-760 на раме модели MAN TGS 33.400. Изготовитель – завод КОММАШ в городе Твери. Аналогичные сезонные работы, но только в масштабе магистралей, обеспечиваются колесной схемой 6х4.
Технические характеристики:
- Масса 33 т.
- Грузоподъемность 25 т.
- Цистерна по объему 10 м3.
- Бункер по объему 9 м3.
- Производительность насосного аппарата до 300 литров в минуту.
- Разброс смеси от 2 до 12 м.
- Мощность 400 л. с.
- Габариты 7,53х2,55х3,35 м.
Грузовик оснащен:
- Механизмом подачи посыпки в виде цепного транспортера.
- Устройством кузовного крепежа.
- Самосвальным механизмом.
- Размораживающим пистолетом ручного использования.
- Защита из нержавейки обеспечивает долгий срок службы узлов машины в сложных климатических условиях.
Особенности выбора
Препятствие приобретения комбинированных уборочных машин для коммунальных предприятий лишь одно – высокая стоимость. Чтобы рассчитать бюджет, покупка осуществляется в лизинг. Но главное, что нужно понимать – это универсальность машин. Купив грузовой автомобиль, на который монтируется подавляющее наименование модулей, приобретать оснащение по отдельности дело не затратное. А вот выбор машины с требуемой колесной базой происходит после выявления достойного агрегата из линейки производителя. Подходящий вариант отличают некоторые преимущества:
- Возможность расширения комплектации.
- Надежность.
- Длительная эксплуатация.
- Соответствие экологическим стандартам.
- Маневренность.
- Простота обслуживания, использования.
Более детальный подход включает уточняющие критерии:
- Время эксплуатации уборочного транспорта: летнее, зимнее либо всесезонное.
- Самосвальный тип кузова.
- Характеристика места проведения работ: городские улицы, дороги общего назначения.
- Обслуживание, включающее готовые комплекты запчастей, самостоятельный или сервисный ремонт.
Производители
Отечественные производители уборочных автомобилей представлены длинным списком заводов. Это лидеры производства:
- Группа ГАЗ. Разрабатывает новые образцы дизельных агрегатов, отвечающих стандартам евро-4, евро-5.
- ЕлАЗ. Производственное объединение города Елабуги насчитывает 40 видов производства на промышленных площадях в 16 км2.
- ВМТЗ – это тракторный завод в городе Владимире. Начав историю с 1943 года, функционирует в полную мощность сегодня.
- Бецема. Завод из Красногорска Московской области. Кроме выпуска дорожных машин, занимается металлургией, химической промышленностью.
- Берц. Он же Рязанский завод Торфмаш. После освоения рынка выпускал продукцию для лесной, нефтеперерабатывающей промышленности. Сегодня занимается выпуском уборочной техники.
Безоговорочными гигантами считается концерн КамАЗ и завод АрзМЗ, входящий в Группу ГАЗ.
Иностранные аналоги уборочной моторизированной техники не уступают качеством комплектующий, потому что выпускаются на фабриках с мировыми именами:
- SCHMIDT – немецкая фирма, основанная в 1920 году.
- Piquersa Maquinaria. Пикерса – предприятие из Испании.
- Oshkolsh Corporation – американская компания, работающая с 1917 года.
- MAN – один из старейших немецких концернов, функционирующих с 1897 года.
- Alfred Karcher. Всем известная фирма Керхер – мировой лидер уборочного оборудования.
Дорожно-комбинированные машины относятся к высокопроизводительной технике с показателями эксплуатации выше среднего. Внесение изменений в модульное оборудование расширяет возможности оператора как по спектру работ, так и по времени. А главное, работа, выполняемая уборочной техникой, окупает затраты на приобретение дорогих моделей.