Автогрейдер : описание, виды, технические характеристики

Автогрейдер : описание, виды, технические характеристики

История автогрейдера начинается с 1795, когда американец Роберт Фултон оснастил телегу, обшитую листами металла, отвалом для уборки снега. В качестве тяги использовались лошади. Конструкция была далека от совершенства, но идея, сохранившаяся до наших дней, нашла воплощение в универсальной машине.

Работа грейдера не лишена нюансов. Но глядя на внушительные габариты и грозный вид, с трудом думается, что подобный агрегат незаменим как при особых обстоятельствах вроде строительства здания, так и в повседневной жизни.

Описание

Автогрейдер, являясь многофункциональной техникой, выполняет несколько задач:

  • Строительство дорог, включая аэродромы.
  • Выравнивание либо демонтаж площадок под здания.
  • Профилирование откосов.
  • Создание насыпей.
  • Очистка от снега.
  • Создание мелиорационных каналов.
  • Транспортировочные задачи.

Комплектация автогрейдера, предусматривающая вышеперечисленный спектр действий, включает необходимое оборудование:

  • Криволинейный полноповоротный отвал.
  • Бульдозерный отвал.
  • Силовая установка.
  • Фронтальный погрузочный ковш.
  • Снегоочиститель.

Конечно, некоторые приспособления приобретаются отдельно от машины, например, откосник или удлинитель отвала. Или, кирковщик – специализированное устройство для врезки в дорожное полотно с целью его ремонта. Хотя сложное устройство машины типично для большинства моделей.

Грейдер поделен на две части. Основная совмещает кабину водителя и колесные пары. А рабочий блок присоединен на шарнирный механизм. Отвал, выполняющий полезную работу, смонтирован на раму. Он представляет изогнутый лист стали с ножом на кромке, контактирующей с поверхностью земли.

Отвал посредством управления опускается либо поднимается к земле. Так происходит настройка высоты для выравнивания поверхности. Поворотные движения отвечают за интенсивность удаления отсыпки в сторону по направлению движения. При движении грейдера нож, установленный в нижнем положении, срезает слой. В рабочем положении ковша автогрейдер двигается со скоростью от 3 до 5 км/ч. В походном состоянии скорость достигает 45 км/ч.

Читайте также:  Низкорамные полуприцепы: виды, технические характеристики, производители

Виды и классы

Предложенная классификация предполагает конструктивно-весовые отличия:

Ходовое оборудование:

  • Прицепное. Такие грейдеры фиксируются на тягово-сцепное устройство тягача.
  • Полуприцепное. В этом случае монтаж осуществляется на раму.
  • Самоходное. Автогрейдеры оборудованы полноценной колесной базой, силовым агрегатом.

Ходовая часть, определяющая степень маневренности и проходимости, также подразделяет машины на:

  • Двухосные.
  • Трехосные.

Производительность. Как ни странно, главное влияние на нее оказывают не только мощность двигателя, габариты отвала, но и вес автогрейдера. Поэтому различают четыре класса машин по массе:

  • Легкие. Масса не превышает 9 тонн, а мощность мотора 80 кВт. Размер отвала в длину от 2,5 до 3 метров.
  • Средние. Предел массы 13 тонн, а мощность силовой установки до 130 кВт. Отвал уже длиннее от 3 до 3,5 метров.
  • Тяжелые. Масса идет по нарастанию, гранича с 19 тоннами. Мощность двигателя до 185 кВт. Длина отвала 3,5–4 метра.
  • Сверхтяжелые. Их показатели выше последних значений.

Управление рабочим элементом:

  • Механическое. Представлено редуктором в качестве передающего элемента.
  • Гидравлическое. Осуществляется за счет гидроцилиндров.
  • Комбинированное. Пневмоэлектрическое устройство либо редуктор, совмещенный с гидравликой.

Технические характеристики

Ассортимент автогрейдеров предлагает машину на любой случай эксплуатации. Среди технической части в приоритете остаются параметры:

  • Мощности мотора.
  • Массы.
  • Углов среза.
  • Ширины захвата.
  • Типа управления.
  • Длины отвала.
  • Походно-рабочей скорость.

Детальное рассмотрение характеристик на примере отечественных моделей, выпущенных Челябинским заводом дорожной техники, внесет ясность:

ДЗ-98. Сверхтяжелый класс машины соответствует массе в 20 тонн. Габариты грейдера 10,6х4х3,2 м. Клиренс равен 35 см, а радиус поворота – 18 м. Оборудуется механикой на 6 ступеней, сцеплением по сухому типу на два диска. Тормоза с блокировкой оси, а ведущий мост способен отключаться. Для работы с дорожным материалом с первого по четвертый уровень сложности грейдер оборудуется дизельным агрегатом ЯМЗ-238 НДЗ:

  • Объем 14,8 л.
  • Сила 240 л. с.
  • V-образное расположение цилиндров.
  • Холодный запуск мотора.
Читайте также:  Дорожные катки: виды и классы, технические характеристики

ДЗ-122. При массе в 14 тонн грейдер способен на любой вид работ от вскрытия почвы до выравнивания местности. Главные характеристики сосредоточены вокруг отечественного дизельного мотора на шесть цилиндров, коробки передач в двух вариантах: механическом, гидравлическом. Мощность в 150 л. с. заключена в 11 литрах цилиндрического объема. При выборе дизеля Cummins заказчик получает турбину, но 135 л. с.

ДЗ-180. Масса составляет 12,5 тонны. Габариты 8,95х2,5х3,510 м. Ширина захвата 3,7 м. Грейдер способен вскрывать почву на 25 см. Он имеет поворотный радиус в 12 метров. Дизельный мотор А-01 МС на 130 л. с. обеспечивает рабочую скорость в 4 км/ч, а походную в 43 км/ч. На предприятии Брянский арсенал грейдер оборудуется:

  • Гидравлическим управлением.
  • Шарнирно-сочлененной либо жесткой рамой.
  • ДЗ-143. Эта модель оснащается двумя вариантами силового агрегата:
  • Дизель Д-260.2, имеющий мощность в 130 л. с.
  • А-01 М на 184 л. с.
  • В остальном это аналог грейдера ДЗ-180.

Особенности выбора

Вопрос качества при выборе автогрейдера вытесняется вопросом эксплуатации. Технические характеристики играют роль, но немаловажное значение имеют климатические условия, под которые оснащается транспорт. Ведь часы работы, проведенные в кабине, влияют на водителя по-разному в зависимости от времени года. Зимний период предполагает утепленное рабочее место для управляющего грейдером. Температурный режим обеспечивается отопителем или утепленной обшивкой кабины. В летнее время незаменим кондиционер, поскольку вентилятор, гоняющий пыль через открытое окошко, уже в прошлом. Среди важных критериев при покупке автогрейдера выделяют три:

  1. Механизм предварительного запуска мотора. Особенно необходим зимой.
  2. Ремонт в полевых условиях.
  3. Адаптация в суровых климатических условиях.

При выборе техники важна торговая марка. Не только относительно точки зрения производителя, но и в связи с распространением комплектующих на территории страны эксплуатации. Популярный заграничный бренд дорого стоит, а найти к нему запчасти проблематично. Поэтому главная рекомендация при покупке нового автогрейдера – это консультация на заводе-производителе.

Читайте также:  Низкорамные полуприцепы: виды, технические характеристики, производители

Производители

Производство автогрейдеров налажено как в России, так и за рубежом. Производители совмещают эксплуатационные возможности с оптимальными значениями КПД, не забывают о доступности комплектующих, неприхотливости в ремонте. Среди российских изготовителей грейдерной техники выделяются:

  1. Челябинский СДМ (СпецДорМаш – специальные дорожные машины).
  2. ЧЗДТ – Челябинский завод дорожной техники.
  3. Дормаш.
  4. Брянский арсенал.
  5. Ирмаш.

Хотя отечественная техника привлекает приемлемой ценой, учетом климатических особенностей эксплуатации, отраженных в конструкции, западный производитель не уступает в качестве изготовления. А в некоторых случаях по автоматическому электронному оснащению превосходит. Мировым лидером стала американская фирма Caterpillar. Агрегаты отличаются повышенной производительностью, многообразием конфигураций, адаптацией к сложному уровню работы.

В заключение стоит добавить, что встретить новые модели в эксплуатации сегодня нелегко. Они числятся за организациями, подчиняющимися федеральным ведомствам, которые занимаются ремонтом магистралей. По дорогам муниципального значения работают старенькие еще советского выпуска образцы. Их долгий срок службы сегодня становится успехом производственного процесса полувековой давности.

Ссылка на основную публикацию