Дорожные катки: виды и классы, технические характеристики

Дорожные катки: виды и классы, технические характеристики

Залог успешного дорожного полотна кроется в формировании твердой основы. А за формирование эксплуатационных характеристик проезжей части отвечает дорожный каток – устройство для трамбования, уплотнения, выравнивания дороги. Зависимости от вида последней, будь то автомагистраль, бетонная, асфальтная или щебеночная дорога, нет.

Поскольку обустройство максимального физико-механического сопротивления для будущей безопасной езды автотранспорта обеспечивается капитальным спрессовыванием фракции сыпучего строительного материала. На первый взгляд, чем тяжелей каток, тем качественней дорога. Но во всем есть нюансы.

Что такое дорожный каток?

В классическом представлении это медленная тяжелая машина с двумя железными колесами в виде валиков. Равномерными перемещениями по вновь уложенному асфальту каток демонстрирует неспешную работу. За счет сдавливания слоев дороги образуется монолит или дорожный пирог. Чаще это так. Но не все укладчики оснащаются силовым агрегатом с двойной парой колес. В этом случае во время укладки их буксирует автомобиль. К тому же не все агрегаты перемещаются самостоятельно до места работы. Оснащение двумя осями не то чтобы сказывается на маневренности, а увеличивает массу и скорость перемещения. Поэтому такие транспортируются на платформах в составе автопоездов.

Поездка своим ходом до стройки отнимет время или испортит дорожное покрытие. Однако тяжеловесные валики – колеса, становятся главным конструктивным элементом. Они изготавливаются металлическими либо на пневмошине. Причем вальцы, являющиеся ведущими, принимают крутящий момент от силовой установки. А за повороты отвечают ведомые вальцы. Дополнительное описание содержится в витиеватой классификации, разделяющей строительные машины по принципу действия.

Предполагается, что функция всех катков – это уменьшение пространства между фрагментами сыпучих строительных материалов за счет равномерного сдавливания их в однородную массу. Масса, располагающаяся в горизонтальной плоскости, имеет различную структуру. Это слой песка, гравия, асфальта. К тому же не исключено применение полимерных прослоек в виде геотекстиля. Однако чтобы максимально утрамбовать слои, машины оснащаются вибрационным механизмом, выходя в отдельную группу вибрационных катков. В отличие от привычного статического устройства добавляется динамическая нагрузка на спрессованные материалы.

Читайте также:  Низкорамные полуприцепы: виды, технические характеристики, производители

Виды и классы

Детальное  разделение относится к эксплуатационным характеристикам. А также типам вальцов:

  1. Способ передвижения. Полуприцепной вид нуждается в помощи тягача. Им становится трактор. Но для полуприцепного или самоходного агрегата, способного передвигаться за счет дизельного двигателя, проводится перемещение в строительном транспортере.
  2. Количество осей. Среди распространенных моделей двухосные находят частое применение. Одноосные и трехосные используются в зависимости от сложности либо объема укладочной поверхности.
  3. Количество вальцов. Если колеса поделены на две секции, то это двухвальцовый каток. Тремя секциями ситуация аналогична. Одновальцовые машины отличаются меньшими габаритами и массой.

Вальцы, используемые в качестве рабочих органов, изготавливаются двумя способами:

  • Литьем металла.
  • Свариванием частей.

Независимо от этого на вальцах исключаются неровности. Хотя колесные устройства бывают нескольких типов:

  • Гладкие. Классические цилиндрические для уплотнения асфальта.
  • Сегментные. Те же гладкие, но поделенные на сегменты.
  • Решетчатые. Они предназначены для дробления крупных фрагментов. Для этого на поверхности валика оснащаются выступы в виде решетки.
  • Кулачковые. Не сильно отличаются от предыдущих, хотя стали прототипом. Для эффективной работы на рыхлом грунте оснащаются небольшими поверхностными выступами, которые называются кулачками.
  • Пневмоколесные. Это набор резиновых колес в одном вальце. Без их участия не проходит асфальтное либо асфальтобетонное уплотнение дороги.
  • Компакторные. Уменьшенный по ширине вариант кулачковых вальцов. Количество кулачков тоже меньше.
  • Специальные. Удел экспериментальных технологий. Хотя заказное изготовление специальных многосекционных колесных пар с набором различных элементов распространено в заказной форме.
  • Кольчато-шпоровые. Представители с такими вальцами – это российские машины типа ЗККШ 6, КШКУ 9. Это агрегаты прицепного типа с несколькими секциями, которые предназначены уплотнения почвы. Используются в сельском хозяйстве.

Кроме конструкционных особенностей, также играет немаловажную роль масса.

Полуприцепные агрегаты на пневматических колесах:

  • Легкие до 15 т.
  • Средние до 30 т.
  • Тяжелые до 45 т.

Самоходные на пневмоколесах:

  • Средние до 16 т.
  • Тяжелые до 30 т.

Статические и вибрационные:

1 тип. Легкий. От 600 кг до 4 000 кг.

  • Одна ось плюс один валец.
  • Две оси плюс два вальца.

2 тип. Средней массы более 6 т.

  • Две оси, два вальца.
  • Две оси, три вальца.
Читайте также:  Автогрейдер : описание, виды, технические характеристики

3 тип. Тяжелые – 10–15 т.

  • Две оси, два вальца. Получили наибольшее распространение в строительстве дорог. Катки этой группы оснащены одинаковыми по ширине колесами. Они позволяют равномерно утрамбовывать слой за слоем.
  • Две оси, три вальца.
  • Три оси, три вальца.

Технические характеристики

Между тем конструкция предусматривает:

Раму, на которую помещаются механизмы управления – трансмиссия, оси, изготавливается из усиленного металлического профиля.

Трансмиссию одного из трех типов, передающую на задние колеса крутящий момент:

  • Механическую.
  • Гидромеханическую.
  • Гидрообъемную.

Скребки. Их задача – очищать колеса, подавать смазочно-охлаждающую жидкость. Поскольку высокая температура свежего асфальта, кроме перегрева, создает эффект прилипания частиц к металлу. В качестве эмульсии применяют водные растворы совместно с техническим маслом.

Операторское сидение, защищенное крышей.

Фары освещения для работы в темное время суток.

Весо-габаритные параметры рассматривают при сравнении российского и зарубежного производства.

  1. Модель ДУ-74:
  • Вес 7,5 тонны.
  • Мощность 44 кВт.
  • Эти показатели обеспечивает Дизель Д-144/09, механическая трансмиссия.
  • При габаритах 4,8х1,8х3,25 м диаметр вальцов спереди и сзади 100 и 120 см соответственно, а ширина полосы достигает 140 см.
  • Статическая линейная нагрузка 28 кг/см.

Это каток среднего типа. Как и другим машинам малого либо среднего типа ДУ-74 характерен вибрационный механизм, который отключается при необходимости. В качестве возбудителя вибраций используется дебалансирующее устройство. Вал с грузом, создающий переменные усилия.

  1. Немецкий агрегат BW 27 RH-4i:
  • Оборудован пневмоколесами с внутренним давлением от 2 до 8 бар. Предназначается не только для уплотнения асфальта, но и для грунта с цементирующим слоем.
  • Масса варьируется от 8,8 до 27 тонн. Но рабочий вес составляет 13,6 т. Этот каток самый тяжелый в линейке фирмы Bogam.
  • Габариты 4,94х2,1х3,09 м.
  • Мощностью силового агрегата 95 кВт.
  • Ширина полосы 204 см.
  • Скорость 20 км/ч.

Оснащен дополнительным оборудованием:

  • Сажевым фильтром.
  • Инфракрасным отопителем.
  • Устройством для трамбования кромки.
  • Сцепным устройством.
  • Объем бака для горючего 250 л.
  • Для охлаждающей жидкости, которой является вода 400 л.
  • И также оснащен гидростатической системой привода, упрощающей управление.

Особенности выбора

Правильный выбор начинается с назначения. А так как выбор невелик – трамбование асфальта либо трамбование грунта, рассматриваются оба варианта. Ведь некоторым дорожным каткам присуща универсальность. Грунтовым агрегатам присуща большая частота вибрации, нежели асфальтным. Кроме того, первые делятся на:

  1. Моноприводные. С одной ведущей осью. Эксплуатируются на ровной местности с небольшим уклоном.
  2. Полноприводные. У них две оси ведущие. Им под силу укладка дороги с большими уклонами. Вес таких машин колеблется от 10 до 26 т.
Читайте также:  Низкорамные полуприцепы: виды, технические характеристики, производители

Вновь масса становится главным критерием выбора. Поскольку чем она больше, тем продуктивней укладка. На грунтовые катки монтируются прочные батареи. Потому что техническое оборудование заточено под зимний период. Разнообразны места эксплуатации асфальтных катков:

  • Дороги общего назначения.
  • Аэродромы.
  • Тротуары.
  • Парковки.
  • Городские проезды.

Машины для асфальта делят на:

  • Тротуарные с функцией виброукладки. От 1,5 до 4 т.
  • Пневмошинные статические. Весом от 14 до 36 т. Применяются для финишного разглаживания асфальтного покрытия.

Катки асфальтные более 5 тонн оснащаются кабиной для водителя. Но при выборе машины в первую очередь обращают внимание на силовой узел. Брендовые комплектующие – признак длительного ресурса эксплуатации, ремонтопригодности.

Производители

Прокладка транспортной магистрали невозможна без надежного качественного каткового агрегата. Рынок дорожно-строительной техники – это узкоспециализированный сегмент для покупок. С первого взгляда предприятия по выпуску не изобилуют ассортиментом машин. Хотя многообразие сосредоточено на производственных мощностях лидеров индустрии тяжелого машиностроения. Яркий представитель – немецкая фирма Bogam GmbH. Она предлагает:

Катки сочлененные. Для работ с асфальтом в двух вариантах:

  1. Легкий вес от 1,8 до 5 т.
  2. Тяжелые агрегаты от 6,5 до 16 т.
  3. Катки статического типа и с функцией вибрации, которые предназначаются для уплотнения грунтовой поверхности. Вес машин варьируется в диапазоне 3–26 т.

Российский производитель представлен заводом «Раскат». В 1971 в городе Рыбинске был освоен выпуск двухосевой двухвальцевой вибрационной конструкции. Универсальность катка ДУ-74 позволяет выполнять работы на всевозможных дорожных ремонтно-строительных мероприятиях. Машины рыбинского завода востребованы на территории России и ближнего СНГ.

Не всегда получается выбрать подходящий каток самостоятельно. Чаще требуется помощь профессионала. Ведь дорожный каток, отвечающий эксплуатационным задачам – главное звено среди тяжелой техники при укладке дороги.

Ссылка на основную публикацию
Читайте ранее:
Автогрейдер : описание, виды, технические характеристики

История автогрейдера начинается с 1795, когда американец Роберт Фултон оснастил телегу, обшитую листами металла, отвалом для уборки снега. В качестве...

Закрыть