Автомобильный самосвал: виды, технические характеристики, производители

Автомобильный самосвал: виды, технические характеристики, производители

Самосвал – это прицеп, полуприцеп или грузовая спецтехника саморазгружающегося типа, кузов которой опрокидывается механически или принудительно. Эксплуатируется с целью транспортировки различных грузов, легко разгружаемых при опрокидывании кузовного короба. Уступают по грузоподъемности аналогам со стационарной платформой, но популярны из-за удобства выгрузки грузов.

Классификация самосвалов

Автосамосвалы классифицируют по ряду параметров. К таким относятся:

Базовые функции. Самосвалы предназначаются для работы:

  • На строительных площадках.
  • В карьерах.
  • На сельском хозяйстве.
  • Под землей.
  • При узкой специализации (минераловоз и другие).

Максимальная подъемная нагрузка. По этому параметру выделяют самосвальную технику:

  • С особенно большой грузоподъемностью. Агрегат способен потянуть свыше 14 000 кг.
  • Большой. Минимум 7 000, максимум 14 000 кг.
  • Среднего значения. От 2 000 до 7 000 кг.
  • Малой. До 2 000 кг.

Подвижной состав. По этому критерию спецтехника бывает:

  • Обычной. Одиночный агрегат без связки с автоприцепами.
  • Самосвальным автопоездом. Это тягач в связке с прицепом-самосвалом (двумя или одним).
  • Тягачом в связке с полуприцепом самосвального типа.
  • Тягачом, соединенным с самосвальным прицепом.

Соответствие правилам перемещения по дороге общего назначения. Здесь выделяют машины:

  • Общей эксплуатации. Передвигаются по любым видам автодороги.
  • Ограниченной эксплуатации. Допустимы к передвижению по дороге с нагрузкой на мост до 100 кН.

Проходимость. Здесь спецтехника представлена в трех вариациях:

  • Стандартная дорожная. С колесной схемой 6х4 либо 4х2.
  • Большая внедорожная.
  • С повышенной проходимостью. Колесная схема вроде 6х6.

Способ платформенной разгрузки:

  • Назад или вбок (односторонняя).
  • В оба бока (двухсторонняя).
  • Во все стороны (трехсторонняя).

Приспособленность к одновременной работе с автоприцепом. По этому критерию машины бывают:

  • Не работающими с автоприцепами (одиночные).
  • Тягачами самосвального типа. Оснащаются мощным мотором и оборудованием для сотрудничества с автоприцепом.

Особенности конструкции самосвалов

Конструкция базового образца автосамосвала предполагает шасси с кабиной и самосвальный механизм, включающую платформу, надрамник и гидравлику для опрокидывания кузова. Устройство опрокидывания на основе гидравлики предназначено для механизации разгрузки грузов. Использует мощность двигателя, которая направляется к гидроцилиндру (исполнительному органу) гидроприводом.

Читайте также:  Полуприцепы: обзор, особенности и технические характеристики

Надрамник представлен сварной конструкцией, выполняющей соединительную функцию между шасси с базовым транспортом, самосвальной установкой. Образован из поперечных балок с лонжеронами швеллерного сечения, смонтированных на раме. А если говорить о платформе, то основная ее функция – размещение грузов, соответствие его специфике и универсальность. Часто оснащается тентовым укрытием, съемными уплотнителями бортов, съемными надставными бортами, поднимающимися или откидными бортами на запорах, упором механического крепежа груза.

Платформа – это наиболее трудоемкая, металлоемкая и подверженная изнашиванию часть самосвального механизма. При выборе между автосамосвалом односторонней разгрузки, двухсторонней либо трехсторонней предпочтение следует отдать двум последним вариантам. Они способны работать с прицепами. Помимо этого их подъемная нагрузка в полтора, а то и в два раза больше, чем у первого варианта.

Основные разновидности подъемных механизмов, применяемых на самосвалах

В стандартных ситуациях разгрузка автосамосвала происходит при опрокидывании его платформы в стороны либо назад. Хотя иногда механическая разгрузка отличается от стандартной процедуры. Так, по подъемному механизму различают:

  • Бункерный кузов с наклонным днищем. Функционирование заключается в откидывании борта сбоку и естественной разгрузке сыпучестей.
  • Кузов-бункер с пневморазгрузкой и компрессорным агрегатом, стационарным или расположенным на машине.
  • Платформа с контейнерным (подвижным) днищем. Предполагает передвижение грузов к одному из бортов платформы для последующей выгрузки.
  • Телескопический кузов с разгрузкой путем сдвига звеньев кузова автомобиля.
  • Платформа с подвижным щитом для сталкивания груза. Оснащается щитом, приводящимся в действие от механики либо гидравлики и перемещающимся между передним и задним бортами.

Помимо того, автосамосвалы с традиционным методом разгрузки делятся по способу опрокидывания платформы:

  • Самоопрокидывающиеся. С опрокидыванием от силы тяжести.
  • Полусамосвалы. С опрокидыванием краном, стационарно закрепленным в пункте разгрузки.
  • С принудительной разгрузкой. Зависит от работы механизмов по опрокидыванию и дизельного мотора внутреннего сгорания.
Читайте также:  Бортовой автомобиль: виды, технические характеристики, производители

Дорожные самосвалы

Наиболее популярны и выпускаются практически всеми фирмами по производству спецтехники. Они предназначаются для эксплуатации на строительных площадках, в сельскохозяйственной деятельности, коммунальном хозяйстве и для перевоза полезных ископаемых. Имеют две, три или четыре оси и подъемную силу до 40 000 кг. Хотя бывают исключения вроде пятиосных агрегатов Shacman, Terberg, GINAF из Европы. Или Freightliner, Western Star, Kenworth на семи осях из США. Дорожные автосамосвалы оснащаются конструкцией для одновременного подъема восьми колес и сохранения их контакта с дорожным полотном.

Карьерные самосвалы

Внедорожные машины, применяемые для раскопки полезных ископаемых. На автодорогу общего назначения не допускаются благодаря своей массе и размерам, а к рабочему месту доставляются в разобранном виде. Оборудуются заднеприводной или полноприводной ходовой частью, гибридным двигателем, задней разгрузкой и двумя колесными парами. Оснащаются тормозами, основанными на гидравлике и электродвигателях с выработкой тока при торможении. Колеса вращаются тяговыми электромоторами, питающимися от генератора с переменным током, передающимся от дизельного ДВС. Создается электропривод профессионалами многих ведущих компаний вроде General Electric, General Atomics, Siemens.

Производятся карьерные автосамосвалы более чем двадцатью фирмами мира, причем большая их часть по грузоподъемности достигает всего лишь 40 тонн. Хотя уже на протяжении нескольких лет некоторые фирмы активно разрабатывают агрегаты для работы с гидравлическими и тросовыми экскаваторами, оборудованными ковшами от 76 кубометров. Один из таких образцов – Catterpillar 797B без электродвигателя и генератора, но с мотором на 117 л и 24 цилиндра, создающим крутящий момент от 16 000 Нм.

Сочлененные самосвалы

Высокопроходимые землевозы, изготавливаемые для перевоза больших объемов сыпучих грузов. Являются аналогами одиночных автосамосвалов при эксплуатации за пределами дорожного покрытия. Эксплуатируются на карьерах с целью добычи полезных ископаемых, при прокладывании дорожной магистрали или во время земляных работ. Разделяются по способу агрегатирования. Здесь выделяют:

  • Автоземлевозы. Эксплуатируются с одноосными самосвалами-тягачами.
  • Прицепные сочлененные автосамосвалы. Землевозные тележки для работы с промышленными тракторами или тягачами, оборудованными двумя или более колесными парами.
Читайте также:  Тягачи: обзор, производители, технические характеристики

На рынок поставляется спецтехника с разгрузкой через дно, бок или зад. Разрабатываются с середины прошлого века. Самый популярный вариант сочлененного автосамосвала – трехосник на базе автотягача специального исполнения.

Самосвалы для проведения подземных работ

Компактная маневренная техника изготавливается для работы на ограниченном пространстве под землей при прокладывании тоннелей или разработке минералов. Поднимает до 40 000 кг и легко преодолевает многочисленные подъемы. Классический агрегат представлен одноосным тягачом с самосвальным прицепом и соединением базовых узлов шарнирным механизмом, позволяющим автотягачу поворачиваться относительно полуприцепа и обеспечивающим должную маневренность.

Машина оборудуется карданным валом и коробкой передач с восьмью скоростями, половина из которых для передвижения задом, а вторая передом. Мотор включает две степени очистки отработанных газов на основе жидкостной ванны с нейтрализатором. Некоторые образцы оснащаются поворотным сидением с механизмом управления по оси на 180 градусов, не касающейся движения транспорта. Они широко применимы в узких забоях. Выбирают технику по площади рабочего места. При маленьких размерах выработки эксплуатируют думперы, а при достаточных – автомобили грузоподъемностью в 20 000 кг, передвижением до 40 километров/час (на наклонной дороге – от 4 до 6 километров/час). Классифицируют технику по подъемной нагрузке. По этому параметру автосамосвал бывает:

  • Особенно малым. До 1 000 кг.
  • Малым. От 1 000 до 2 000 кг.
  • Средним. От 2 000 до 5 000 кг.
  • Большим. Свыше 5 000 кг.

Энергию они получают от дизель-электрического или карбюраторного привода.

Современные производители самосвалов

Наибольшую известность в России приобрели самосвалы КамАЗ. Они поставляются с двумя, тремя или четырьмя осями. Если говорить о работе в карьерах, то речь пойдет об автомобильных гигантах из Беларуси под маркой БелАЗ. Эта фирма выпустила самый крупный автосамосвал БелАЗ-75710 с грузоподъемностью в 450 000 кг. К другим не менее востребованными маркам автосамосвалов относятся:

  1. МоАЗ.
  2. Volvo.
  3. Caterpillar.
  4. Komatsu.
  5. Terex.
  6. JCB.
  7. Case.
  8. Moxy.
  9. Astra.
  10. Liebherr.
  11. Hedrema.
  12. Bell Equipment (Реализуется под марками Hitachi и DEERE).

Если выбирать между каким-то одним, то руководствоваться их грузоподъемностью, условиями работы, способностью доставки или перемещения до места эксплуатации и ценой.

Ссылка на основную публикацию