На сегодня бортовой автомобиль стал самым популярным транспортом для грузоперевозок. Он завоевал доверие среди коммерческих компаний и индивидуальных предпринимателей, отраслей легкой и военной промышленности. Кроме стойкости к агрессивной окружающей среде, климатическим условиям, нелегким эксплуатационным возможностям, которые проверяются на выносливость и время, грузовик обладает отличительной чертой, выделяющей его среди многих конструкций. Преимущество свободного доступа к перевозимому грузу практически с любой стороны обеспечивает бортовым автомобилям спрос, а также конкурентоспособность.
Содержание
Описание
Среди агрегатов встречаются грузовики длиной от 3 до 13 метров. Каждый подходит под специфическую грузоперевозку. Хотя универсальных серий большая часть. Поскольку бортовой грузовой автомобиль состоит из трех частей:
- Шасси.
- Кабины водителя.
- Бортовой платформы.
Базовым элементом конструкции, соединяющим части машины, является рама. Распространенный вариант подвески – рессорный тип. Хотя встречается независимая рычажная подвеска с теми же рессорами и амортизаторами. Водительское место в современных моделях оснащается автоматикой с электронными устройствами. Комфорт обеспечивается не только регулировкой сидения, руля, но и климатической системой. С бортовой платформой дело не менее интересно, поскольку именно она является предметом выбора бортовика. А различаются платформы бортовые по способу крепления груза:
- Прижим. Прижимное крепление основано на силе трения между грузом и платформой. Примитивный такелаж в виде ремней, тросов, веревок чаще не отвечает требованиям безопасности. Используется для перевозки на малые расстояния.
- Растяжка. Подразумевает специальные скобы на бортах. Ремни в таком случае тоже требуются специальные. Безопасное крепление проводится за счет четырех строп.
- Блокирование. Блокирование, оставаясь надежным креплением, заключается в распределении груза плотно прижатым к бортам и друг к другу.
Виды и классы
В погоне за производительностью и экономической эффективностью изготовители оборудуют грузовые машины по последнему слову техники. Многообразие надстроек выделяет грузовики в отдельные классы:
По грузоподъемности:
- 1 т.
- 1,5 т.
- 3,5 т.
- 10 т.
- 15 т.
- 20 т.
Грузоподъемность определяет базовое назначение автомобиля. Малотоннажные машины, не требующие специальных условий транспортировки, перевозят небольшие грузы со строительными материалами либо сельскохозяйственную продукцию. На сегодня их применение в коммерческой деятельности невыгодно, за исключением случаев эксплуатации в городе либо совместно с более грузоподъемным транспортом.
Техника, обладающая средней грузоподъемностью, вытесняет малотоннажники, поскольку становится приоритетной для перемещения на большие расстояния. Но лидерство по праву удерживают тяжеловозы. Преимущества в преодолении длинных дистанций с наименьшими расходами по горючему, большей вместимостью очевидны.
По навесным приспособлениям:
- Автомобили, оснащенные крано-манипуляторной установкой, не требуют помощи со стороны спецтехники для разгрузки либо погрузки груза. Манипуляции производятся оператором. Техническое оснащение грузовиков применяется на стройках, монтаже, производстве.
- Машины с самосвальным механизмом. Самосвальный кузов требуется для перевозки сыпучих материалов: песок, щебень. Выработка карьера невозможна без бортового самосвального автомобиля. Пределом грузоподъемности самосвала считается 20 т.
По закрытости кузова:
- Бортовой кузов предполагает перемещение любого груза, не учитывая его сохранность.
- Тентированный кузов, защищенный от атмосферных осадков, дорожной дисперсионной пыли, незаменим при перевозке мебели или переезда на новое место жительства в городской черте.
Технические характеристики
Технические параметры бортовых машин разнообразны. Они отражают габариты, грузоподъемность, тяговые показатели машин. К числу параметров относится скорость как пустого грузовика, так и груженого. Примерные варианты рассматриваются на распространенных моделях:
Iveco-AMT 633910. Это седельный тягач, выпускаемы на раме IVEKO TRAKKER AT380T42W серии LIMETED EDITION. Оснащен:
- Раздаточной коробкой передач ZF.
- Цифровым тахографом.
- Отопителем Webasto.
- Буксирным механизмом.
KAMAZ. Модель 6522-RG:
- Объем кузова 12м3.
- Грузоподъемность 19 тонн.
- Ford Cargo. Модель 3536D DC:
- Объем кузова 18 м3.
- Оснащен задней разгрузкой, а также на него установлена турбина с интеркулером.
Урал. Модель 4320-82М:
- Сортиментовоз, оснащенный манипулятором и платформой длиной 6 метров.
- Колесная формула 6х6 принимает нагрузку на передний мост до 6 735 кг, а на кузов до 14 755 кг.
- Мощность дизельного двигателя 312 кВт.
- Особенностью бортовиков более 5 тонн становится дизельный мотор с цилиндрами в количестве от 6 до 12, многоступенчатая коробка передач. Такая конфигурация увеличивает производительность, снижая при этом расход топлива.
Особенности выбора
Для выбора подходящего бортового автомобиля определяются со спектром работ, которые будут осуществляться на конкретной модели. Для начала обращают внимание на два главных критерия:
- Условия перевозки.
- Особенность груза.
Для анализа рынка иногда не хватает информации, предоставляемой дилерами на официальных сайтах. Поэтому прямой контакт с производителем в виде менеджера по продажам либо посещение выставочных залов, автосалонов внесет дополнительное понимание, нужное при дорогостоящей покупке. Водитель, приобретающий бортовой автомобиль, обязательно задается некоторыми вопросами о нем:
- О частоте технического обслуживания.
- О функциональности и возможности модернизировать технику.
- О надежности в условиях российских дорог.
- О стоимости.
Оптимальное качество сложного устройства невозможно получить при неадекватной оценке собственных требований, а также финансовой подкованности при покупке и эксплуатации. Чаще предпочтение отдается новинкам производства, оснащающимся прогрессивным оборудованием. Ярким примером стал ГАЗ NEXT с реечным рулевым механизмом. На его борту расположен:
Компьютер.
- Система климат-контроля.
- Дистанционный привод переключения коробки передач.
- Автоматические сиденья с 5 степенями регулировки.
- Это не все достоинства автомобиля.
Производители техники
Производство по всему миру регулярно снабжает автомобильные рынки продукцией грузовой техники, навесным оборудованием, запчастями. Заводы-лидеры России, которые поставляют машины не только в страны СНГ, но и на другие континенты:
- Горьковский автомобильный завод. Основан в 1932 году. Сегодня бортовики ГАЗ как мелкие оптовые перевозчики нередко переоснащаются в эвакуаторы для легковых автомобилей. За счет небольших размеров они выполняют разнообразные задачи по грузоперевозке. Завод ГАЗ выполняет заказы военной промышленности.
- Автомобильный завод Урал. Решение о создании завода принималось накануне начала Второй мировой войны. Выбран был город Миасс Челябинской области. Автомашины Урал с бортовой платформой за десятилетия стали символом мощной надежной техники. Первоначально они выпускались на военные нужды. Сегодня же ассоциируются с тяжелыми строительными грузовиками.
- Камский автомобильный завод. Создание завода в 1969 году реализовывало потребность в парке грузовиков. Их отличала грузоподъемность от 8 до 20 тонн, экономичный дизельный двигатель. Для обустройства предприятия параллельно строился город Набережные Челны. Модели КамАЗ встречаются в каждой фирме, занимающейся транспортировкой крупногабаритного груза. Однако элитные образцы принимают участие в мировых соревнованиях.
- Завод имени И. А. Лихачева. Его создание ознаменовано в 1916 году рамками программы советского автопрома. Первый договор заключался на поставку 1 500 единиц машин на 2,7 миллиона рублей. На сегодня легенда автомобилестроения постепенно прекращает выпуск, расставаясь с производственными цехами. Последняя модель грузовика ЗиЛ 43267Т выпущена в сентябре 2016 года.
Многие российские водители грузовиков или транспортные компании выбирают бортовую технику западного производства. Среди распространенных марок встречаются:
- Iveco.
- Tata.
- Ford.
- КрАЗ.
- МАЗ.
Спрос на иностранную продукцию, включая ближнее зарубежье, никогда не падает. Заводы заслуживают доверия, поскольку их автомобили обладают преимуществами перед конкурентами:
- Особенности конструктива.
- Надежность.
- Комфорт в эксплуатации.
- Приемлемой стоимостью.
К слову, о цене. Первостепенная задача изготовителя – уравновесить соотношение цена-качество для покупательской способности машин. К примеру, линейка грузовиков Ford Cargo раскрывает положительные качества именно на дальних дистанциях с крупногабаритными грузами. Благодаря запасу прочности ему нипочем любая климатическая зона.
Если зарубежному бортовику присуща выносливость и проходимость, то появляется смысл в дополнительном оборудовании за счет модификации базовой модели. Малотоннажный бортовой автомобиль Газель с гидроподъемным бортом и КМУ выполняет весь цикл погрузки-разгрузки. Проводимые мероприятия, осуществляемые единицей техники и водителем-оператором, снижают расходы, время.
Бортовые автомобили из-за маневренности, минимальной требовательности к эксплуатационным условиям, доступности в модернизации востребованы в технических сферах.