Снижение количества рейсов – метод для повышения прибыли в бизнесе, связанном с грузоперевозками. А современный транспорт для осуществления этой цели – это мощный автотягач в связке с полуприцепом.
Что такое полуприцеп?
Полуприцеп – это один из видов прицепной техники, опирающийся передом на автотягач. По назначению это универсальный транспортный агрегат, предназначенный для перемещения различных грузов по дорогам общего пользования и за пределами их. Конструкция полуприцепа, оборудованная колесной ходовой частью, позволяет с легкостью размещать грузы и управлять автопоездом.
Полуприцеп оборудуется колесной ходовой частью. Сцепка прицепной техники с автомобилем проводится посредством опорной площадки со шкворнем, расположенной спереди прицепа. А сзади тягача расположено седло, во время сцепки которое проникает внутрь шкворня. Помимо этого, он контактирует с опорной площадкой полуприцепного агрегата. На сегодня большинство агрегатов оборудовано беззазорными седлами, которые устойчивы к ударам при пересечении автопоездом неровных участков дороги.
Виды
По категории транспортируемого груза на рынке представлено свыше 500 видов этого транспорта. Все они различаются конструкцией кузовного короба и характером применения. Некоторые из видов:
- Тентованный. Изготавливаются для реализации перевозки аппаратуры, продовольственных с промышленными товарами, мебели, стройматериалов. Тентовое укрытие шьется из прочных материалов, устойчивых к внешним условиям. Бывает твердым или мягким. Предназначено оно для защиты содержимого прицепа от грязи с пыли. Полуприцепы оборудуются схемными каркасами, сдвижными крышками либо боковыми панелями. Они удобны для использования. Делятся на бортовые и шторные. Первые выпускаются для транспортировки строительных материалов без особых требований по хранению. Оснащаются откидывающимися бортами, такелажными кольцами для крепления груза. Вторые эксплуатируются с целью транспортировки крупногабаритных грузов. Они оснащаются передвижными боковыми клапанами или верхом, упрощающими разгрузку-выгрузку.
- Цистерна. Перевозят жидкости вроде нефтяных продуктов, пищевых. Второй вариант предполагает регулярную санитарную обработку внутренней поверхности автоцистерны и получение сертификата на использование. А внутренняя поверхность герметичной тары с заливными и разгрузочными шлюзами, клапанами обработана специальным покрытием, устойчивым к разрушению при контакте с жидкостью. Автоцистерна оснащается счетчиком для контроля уровня заполнения. Может эксплуатироваться с целью транспорта минеральных порошков, муки, зерен (зерновоз). А также к этой разновидности относится цементовоз, напоминающий треугольную конструкцию с загрузкой через верха, а опустошением внизу. Оснащается тремя осями, бочкой на 20–45 кубометра. Скорость наполнения-освобождения цистерны 0,5–0,7 тонн/минуту. Иногда автоцистерны оборудуют компрессорными станциями для упрощения процесса погрузки путем использования сжатого воздуха.
- Рефрижератор. Герметичен и применяется для перевозки скоропортящихся грузов и делится на два типа:
- Рефрижератор. Изготавливается из изотермического материала с применением холодильной установки. Как изоляция выступает пенистый материал, который не подвержен старению под воздействием агрессивных сред. Стены с крышей выполняются из сэндвич-панелей с металлом или пластиком снаружи, что обеспечивает надежную изоляцию груза от внешнего воздействия. А холодильный механизм способен контролировать температуру в пределах от +25 до -25 градусов Цельсия.
- Изотермический агрегат. Применяется при перемещении скоропортящихся грузов по городским улицам. Представлен большим термосом с качественной изоляцией внутреннего содержимого, но не предполагает длительное хранение его.
- Контейнеровоз. Применяется для перевоза грузовых контейнеров. Оборудуется унифицированными крепежами для груза, выдвигающимися площадками спереди и сзади для упрощения загрузки. Делится на две категории:
- Стандартный. Оснащается рамой на 12,5 м для размещения одного контейнера на 40 футов либо двух по 20.
- Низкорамный. Транспортирует контейнеры-сухогрузы с увеличенным объемом.
- Тяжеловоз низкорамный (трал). Применяется для перемещения тяжелых и крупногабаритных грузов. Чаще он перевозит технику специального назначения до рабочей точки. Укомплектовывается трапами для заезда машин, поворотными осями, числом которых превышает значение бортовиков. Одна из вариаций трала – автовоз для транспортировки легковых и грузовых автомобилей. Состоит из двух ярусов и вмещает до 12 легковушек. Часто оборудуется дополнительными бортами и тентами для механической защиты на перевозимый груз.
- Тракторный. Включает ряд вариаций:
- Бортовой. Для перемещения неделимого груза.
- Самосвальный. Для быстрой выгрузки сыпучестей.
- Насыпной. Бортовик, адаптированный под транспортировку сыпучих материалов.
- Лесовоз. Предназначен с целью доставки пиленого леса с хлыстами. Оборудуется П-образным каркасом (коником) для надежного крепежа грузов. Состоит из двух типов: передвижного, стационарного. Первый универсален и позволяет доставлять материал любой длины. Лесовоз бывает двух категорий:
- Раздвижной – это роспуск.
- Цельнометаллический – это сортиментовоз. Обладает повышенной проходимостью и крепкой рамой.
Еще одно разделение полуприцепа на два типа:
- Американского. С барабанными тормозами, двускатной ошиновкой и двумя или тремя колесными парами, участвующими в перемещении. Не оснащаются боковым отбойником.
- Европейского. Оснащаются тремя осями с дисковыми либо барабанными тормозами, односкатной ошиновкой, палетным ящиком. При перемещении без груза конструкция порой позволяет поднимать один либо два моста над дорожным покрытием.
Тентованные образцы различаются по устройству укрытия. А рефрижераторная и изотермическая техника, относящаяся к американскому типу, изготавливается низкорамной для повышения вместительности. У европейских образцов эта практика редка. Помимо этого разделения, полуприцепы отличаются по количеству колесных пар, подвеской, тяговой нагрузкой. Статья же расскажет только об их технических параметрах и особенностях.
Технические характеристики
- Тентовое укрытие. Бывает двух типов: составной из сдвижной крыши на гибком каркасе и двух сдвижных штор или сдвижной П-образный. Гибкий каркас первого варианта складывается гармошкой. Второй вариант дешевле, но сложнее при эксплуатации. Загружается в отличие от первого через верх краном, когда тот удобен при разностороннем доступе. Шторные полуприцепы бывают безбортовыми либо бортовыми. Это одна из ходовых модификаций полуприцепа. Безбортовые агрегаты значительно дешевле шторно-бортовых. Они часто оснащаются наборными бортами. В последнее время популярность стали набирать не прорезаемые укрытия, оснащенные с внутренней стороны стальной сеткой.
- Задняя стена. Представлена клапаном или воротами. Ворота выполняются из стали либо алюминия, из наборных планок или цельносварными.
- Передняя стена. Выполняется из алюминиевого профиля либо из стали и выдерживает нагрузку в 12 000 кг. Усиливается профилем для сохранения безопасности автомобилиста при внезапных торможениях.
- Угловой отбойник. Устанавливается по углам рамы позади полуприцепа и предназначается для защиты агрегата от столкновения при выполнении маневров и вертикального смещения при работе автопогрузчика. Делятся на три вида: стальной или резиновый (подушка либо двойные ролики).
- Тормоза. Сегодня полуприцепы оборудуются механизмом марок Knorr-Bremse, WABCO или Haldex. Бывают двух вариаций: дисковыми или барабанными. Второй вариант популярнее первого благодаря большому сроку использования колодок даже при плохих эксплуатационных условиях. Хотя первый эффективнее, проще в использовании.
- Задний бампер. Состоит из противооткатного механизма с задним кронштейном для фар. Бывает интегрированным или раздельным. Первый дешевле второго, но дороже в обслуживании. Кронштейн для заднего освещения изготавливают из пластика, нержавейки или стали.
Особенности
Если говорить о превосходстве полуприцепов над прицепами при коммерческих грузоперевозках, то они как минимум грузоподъемнее, вместительнее, долговечнее. Позволяют осуществить доставку необходимого объема в один рейс. Кроме того, полуприцеп оснащается множеством вариаций дополнительного оборудования, упрощающего его эксплуатацию и увеличивающего способности прицепной техники. Над усовершенствованием образцов полуприцепных агрегатов ежедневно работают тысячи профессионалов. Они изобретают и изготавливают для них высококлассные и качественные запчасти, а также производя и выпуская новые образцы полуприцепов.
Большие автопоезда, включающие полуприцеп, способны перемещать большие тяжелые грузы на большие расстояния за один рейс. Потому на сегодня это наиболее востребованный тип транспорта в коммерческой сфере.